Пятница
19.04.2024
02:45
Категории каталога
Мои статьи [18]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
НАШ КЛАСС
Главная » Статьи » Мои статьи

Профилактика нарушений осанки у школьников
 
 
                                                           Ничто так не истощает и не разрушает человека,
                                                           как продолжительное физическое бездействие".
                                                                                                                   Аристотель

В современном мире человеку угрожает множество опасностей: войны, голод, болезни, загрязнение Среды обитания, истощение источников энергии и т.д. К числу опасностей, подстерегающих здоровье, а иногда и жизнь, относится гиподинамия. Человечество, не знавшее ее в течение долгих тысячелетий, особенно страдает от этой напасти в трех-четырех последних поколениях.

Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий).

Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:
  • появляются сонливость или бессонница, вялость или раздражительность;
  • вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность (Бальсевич В.К., Запоржанов В.А., 1987).
Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.

Жизненным кредо значительной части наших современников является "максимум комфорта, минимум движений". Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность.

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку.

Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня.

Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.

Осанка влияет и на психоэмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".

К нарушению осанки приводят, прежде всего, слабое физическое развитие детей и подростков как результат гиподинамии и высокого удельного веса гипокинезии (хроническое, неадекватное уменьшение количества движения и силы мышечных сокращений преимущественно в крупных суставах). Это провоцирует развитие мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата. Конечно, неправильная, патологическая осанка развивается также при врождённых дефектах или некоторых формах предрасположенности к изменениям позвоночника. Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого и тазового пояса.

В поддержании правильной осанки важную роль играют мышцы туловища шеи и нижних конечностей. Одним из основных элементов мышечной системы являются мышцы спины. В ней различают поверхностный слой, состоящий из трапециевидной и широчайшей мышц спины трапециевидная мышца, сокращаясь всеми пучками, приближает лопатку к позвоночному столбу; сокращаясь верхним пучком, поднимает лопатку, а нижним - опускает ее. Широчайшая мышца приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад к серединной линии, вращая ее внутрь. При укрепленной верхней конечности приближает к ней туловище. Эти мышцы связывают туловище с руками. Если их зафиксировать, то они могут натягивать позвоночник.
 


Из глубоких мышц спины наибольшее значение для формирования правильной осанки имеет мышца, выпрямляющая туловище. Это самая мощная и длинная мышца спины. Начинаясь от таза и от остистых отростков нижних поясничных позвонков, она направляется кверху, где делится в поясничной области на три части: подвздошнорёберную мышцу, остистую мышцу и длиннейшую мышцу.

Вся мышца, выпрямляющая туловище, при двустороннем сокращении является мощным разгибателем позвоночного столба; удерживает туловище в вертикальном положении. При одностороннем сокращении эта мышца наклоняет позвоночный столб с соответствующую сторону. Верхние ее пучки тянут голову в свою сторону. Частью своих пучков она опускает ребра
 

Все рефлекторные формы регуляции опорно-двигательной функции позвоночника и всей кинематической цепи "позвоночник-конечности", также как и произвольные функции этой системы, определяют ее прочность и состояние динамического мышечного корсета.

Важнейшей системой при этом являются мышцы живота:
  • наружная косая мышца живота сокращаясь с одной стороны, вращает туловище в противоположную сторону; двустороннее сокращение при укрепленном тазе тянет грудную клетку и сгибает позвоночный столб;
  • внутренняя косая мышца живота, сокращаясь, с одной стороны вращает туловище в свою сторону;
  • поперечная мышца живота уплощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки;
  • прямая мышца живота и пирамидальная мышца - наклоняют туловище кпереди;
  • квадратная мышца поясницы - тянет подвздошную кость кверху, а XII ребро книзу; участвует в боковых сгибаниях поясничной части позвоночного столба; при двустороннем сокращении тянет поясничный отдел позвоночного столба назад.
Огромную роль играют также мышцы нижних конечностей, большая и малая ягодичные мышцы, подвздошно-поясничные мышцы, широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца спины, большая и малая грудные. Именно они отвечают за поддержание позвоночника в вертикальном положении, во многом определяют общую физическую и умственную работоспособность и выносливость человека. Именно недостаток двигательной активности способствует недоразвитию и слабости корсетных мышц в детском возрасте, несформированности устойчивой потребности и привычки занятий оздоровительной физической культурой. Особенно быстро проблемы здоровья, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата обостряются в период обучения в школе.

Физиологические особенности семи- десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой. Можно уверенно сказать, что это довольно неблагоприятная для физического и психического компонентов здоровья ребёнка ситуация.

Наиболее часто у школьников встречаются ортопедические заболевания, как следствие недостатка развития костно-мышечной системы, вызванные, прежде всего, физической пассивностью. Причём, различные виды нарушения осанки занимают ведущее место в ряду так называемых "школьных патологий".

Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только в результате неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за столом или партой. Это могут быть и наследственная предрасположенность, родовые и послеродовые травмы, патологические изменения структуры костных тканей, неправильное положение тела ребёнка во время сна. Одной из главных причин нарушения осанки является недостаточное развитие мышц спины (поверхностных и глубоких) и живота. Именно поэтому ребёнок не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону. Но следует помнить, что независимо от причины возникновения нарушений осанки, необходимо постоянно следить за позой ребёнка и уделять значительно больше внимания её коррекции.

При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка "сгорбливается", туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. Возникает ощущение гутаперчивости детского тела. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и "травмирует" глаз, вызывая развитие близорукости.

Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей.

Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности.

Обучению школьников основным упражнениям на формирование и закрепление правильной осанки, должны предшествовать основные знания о правильной и неправильной осанке.

При объяснении признаков правильной и неправильной осанки необходимо использовать схемы, сопровождая показ подробным комментарием. На рисунке дан вид спереди и сбоку. Обратите внимание, что вертикальная ось тела должна соединять шесть основных точек:
  • стреловидного шва черепа, который находится в височной части головы;
  • наружного слухового прохода;
  • середину плеча;
  • головку бедренной кости;
  • передней поверхности коленного сустава;
  • ладьевидной кости стопы 


    При таком положении тела все части фигуры, особенно позвоночника и стопы, обладают наилучшими возможностями пружинить и амортизировать толчки и сотрясения во время движений: ходьбы, бега, прыжков, а руки - соизмерять физические усилия.

    Во фронтальной плоскости вид спереди и со спины - в позе правильной осанки все части тела должны устанавливаться так, чтобы симметричные точки правой и левой стороны располагались по горизонтальной линии.

    Ребенок должен уметь самостоятельно проверять и фиксировать правильную осанку, тем более что это довольно просто и доступно детям уже с начальной школы. Очень важно ознакомить ребенка с основными способами проверки и коррекции осанки, которые легко можно использовать в любой обстановке.

    Для фиксации правильно осанки достаточно встать спиной к стене, внизу которой нет плинтуса, или у двери с ровной поверхностью или боковой стенки шкафа, прижаться, касаясь шестью основными точками:
  1. затылком, при этом голову следует держать так, чтобы внешний угол глаза и верхний край уха находились на линии параллельной полу;
  2. спиной, прислонившись к поверхности лопатками;
  3. плечами (верхней частью рук);
  4. ягодицами;
  5. икроножными мышцами;
  6. пятками.
Спину выровнять следует так, чтобы в области талии между телом и поверхностью стены оставалось пространство, позволяющее свободно "пройти" лишь вытянутой собственной ладони.

Далее в этом положении следует вытянуться вверх, а опустить руки, еще раз, фиксируя правильное положение тела. Затем отойти от стены, стараясь сохранять эту позу. Для такого контроля за осанкой не требуется специальных приспособлений и много времени, и его достаточно часто можно использовать и дома и в школе.  


При контроле за осанкой во фронтальной (лицевой) плоскости дома родители могут помочь ребёнку осмотреть себя в зеркало. Важно в положении стоя у стены с поднятыми руками осмотреть все ли части тела расположены симметрично, исправить возможные небольшие наклоны в стороны, обращая внимание ребёнка на запоминание правильного положения тела. Следует скорректировать осанку ребёнка и при осмотре тела со спины.

При неправильной осанке можно отметить следующие характерные признаки:
  • выдвинутая за продольную ось тела голова. Она может быть опущена или запрокинута назад;
  • сведенные вперед, напряженно поднятые плечи. Следует обратить внимание на асимметрию положения плеч. Они должны быть выровнены и опущены в низ;
  • выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный лордоз (изгиб);
  • несколько отставленный назад таз;
  • круглая спина и запавшая грудная клетка.
В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло-прогнутую и плоско-прогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, кажется выпяченной вперед, лопатки отстают от грудной клетки, переднезадний размер грудной клетки уменьшается, что, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие и положение органов грудной полости и отправление функций органов дыхания.
 

Рис. 5. Конфигурация позвоночника при различных типах осанки. 1 - нормальная, 2 - плоская, 3 - круглая (сутуловатая), 4 - плоско-прогнутая, 5 - кругло-прогнутая. Верхним треугольником отмечены уровни VII шейного позвонка, средним - положение нижнего угла лопатки, нижним - уровень верхнего края остистого отростка 1 крестцового позвонка.


Круглая спина (сутуловатая) представляет собой усиление грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза. Сутулость чаще всего возникает и прогрессирует из-за слабости спинной мускулатуры, быстро утомляющейся при вынужденном длительном сидении и теряющей способность держать спину в выпрямленном положении. При сутулости голова наклонена вперед, плечи сведены, грудная клетка опущена, мышцы передней стенки живота укорочены, мышцы спины растянуты, ноги как бы полусогнуты, лопатки отстают от грудной клетки. Подобные изменения отрицательно сказываются на функции грудной клетки, она становится более плоской, что, в свою очередь, вызывает уменьшение амплитуды дыхательных движений, провоцирует развитие многих заболеваний.

При плоско-прогнутой спине усилен поясничный лордоз и уменьшен грудной кифоз.

При кругло-прогнутой спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Поясничная область принимает несколько седлообразную форму, а таз наклонен кпереди более сильно, чем при других видах осанки.

Но даже при значительных отклонениях осанки не следует забывать, что её исправление и коррекция требует не только длительных, но и систематических занятий. Естественно, при более серьёзных ортопедических нарушениях необходимо обратиться к врачу и пройти курс ЛФК.

Красивая правильная осанка тренируется с помощью специальных упражнений. Основа этих упражнений - полезные условно-безусловные рефлексы, то есть те которые помогают сохранить правильную осанку при любом положении тела. Если в течение 1-2 недель периодически рекомендовать детям фиксировать осанку у стены, то они очень быстро запоминают правильное положение тела и легко и быстро могут его принимать.

Для оценки результата - на сколько хорошо сохраняют дети осанку и как долго могут контролировать свое положение тела - можно предложить сделать несколько незначительных движений. Например, предложите учащимся встать и выровнять осанку. Далее - опустить голову. А теперь обратите внимание детей на то, как быстро сломалась их выправка:
  • непроизвольно свесились вперед плечи;
  • согнулась спина в грудном отделе;
  • прогнулась поясница;
  • живот выпятился вперед.
Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно (так называемый сгибательный шейно-тонический рефлекс) расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении (в данном случае мышцы разгибатели спины). Если отмеченные выше признаки при осмотре ребенка не были отмечены, то это можно оценить как один из показателей нормального состояния опорно-двигательного аппарата в сагиттальной плоскости (в профиль).

Когда голова поднята вверх, все тело непроизвольно подтягивается, плечи расправляются (включение разгибательного шейно-тонического рефлекса). Поэтому сохранять осанку с поднятой головой легче. Да по-другому это сделать и невозможно. Отсюда становится понятно, что при воспитании осанки большое внимание уделяется правильной постановке головы. Но следует объяснить ребенку, что этого недостаточно.

Для формирования правильной осанки устанавливается и фиксируется вся система скелета в строго определенном порядке. В работе по установке тела в заданной позе принимают участие около трёхсот больших и малых мышц. В поддержании позвоночного столба участвуют около пятисот мышц, а два десятка уравновешивают голову. Чем лучше натренирован "мускульный корсет" тела, тем слаженней работа мышц при поддержании правильной осанки.
 
 
 
О значении двигательной активности
 
 
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, традиционная педагогика подхватывает худшие родительские традиции и засаживают ребенка за парту, требуют от него внимания и прилежания, лучшим признаком чего в глазах многих учителей является неподвижная, застывшая поза. Десятилетиями школа игнорирует то обстоятельство, что игры детей - бег, прыжки, скакалка, танцы и т.д. - физиологически обусловленная необходимость. Поэтому записи в дневниках, наподобие "вертелся за партой", "бегал на перемене" и т.п., свидетельствуют не столько против учеников, сколько о массовом нежелании наших учителей содействовать (или хотя бы не мешать) активному поведению наших детей.

Начиная с 1985 г. внимание многих ученых сосредоточено на методиках формирования двигательной активности людей, начиная с грудного возраста. Я. Бердыхова (1985) формулирует цель и задачи занятий с детьми следующим образом.
  • Пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребенка с раннего возраста (с 2 лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают решимость и другие качества.
  • У родителей, как правило, не хватает времени на воспитание ребенка. При совместных занятиях они сосредоточивают свое внимание исключительно на ребенке, что доставляет ему огромную радость. В течение всего урока любимая мама или папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать под их наблюдением новые интересные упражнения.
  • Занятия предоставляют родителям возможность освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты (дома, на улице, в парке у воды), и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков. Вместе с тем у родителей появится возможность делиться друг с другом опытом занятий с детьми и тем самым содействовать пропаганде физкультуры.
  • Занятия с родителями необходимы в первую очередь тем детям, которые не посещают дошкольные учреждения.
  • Двигательная активность взрослых является большим достоинством новой формы занятий.
Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок в младшем школьном возрасте необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - изменились общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий. Кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться утренней физической зарядкой и 2-3 домашними тренировочными занятиями.
Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки.

 
 
Упражнения
 
 
Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки.

Потягивание. Упражнения на потягивания очень важны в комплексе оздоровительной физической культуры, потому что они помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Достаточно проделать их по 1-2 раза. Потягивания, как и все вида растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
  1. Вначале выправить осанку. Поднять руки вверх и потянуться, напрягая мышцы туловища, шеи и рук, приподнимаясь на носочки. Можно постараться, не подпрыгивая "дотянуться" кончиками пальцев до потолка, или воображаемого облака, звезды, макушки дерева.
  2. Руки вытянуты вперед, туловище прогнуто в грудном отделе позвоночника. Движения медленные, но с усилием, как будто что-то тяжёлое хочется отодвинуть от себя.
  3. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеча. Медленно с усилием руки отводятся назад, постепенно разгибаясь в локтевых суставах, как происходит потягивание утром, при освобождении от "пут сладкого сна".
  4. Руки на поясе. С усилием свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А затем расслабиться, отводя руки в стороны.

"Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться".
Жан Жак Руссо

Ходьба. Если условия в классе, в школе позволяют организовать эти упражнения, то не следует отказываться от них только потому, что они очень напоминают уроки физической культуры. Ходьба - прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок в группах продлённого дня выполнять все упражнения с ходьбой. Это помогает очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Можно рекомендовать родителям некоторые упражнения, связанные с ходьбой для вечерних прогулок.
  1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Вначале выправить осанку, проверив её при помощи любого из отмеченных выше способов. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения дома 1-2 минуты, в классе 10-15 сек.
  2. Напряжённые руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряжённые руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
  3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения дома - 30сек-1 минута, в классе 10-15 сек.
  4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижение вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
  5. Для коррекции осанки во время ходьбы можно использовать книгу, а дома - мешочек с песком или солью (размеры 8 х 13см, 500 г). Груз на голове - ещё один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.  
 
Упражнения для зрения
 
 
Достичь положительных результатов нам помогли приемы, предложенные В.Ф. Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного дидактического материала, так называемый режим "зрительных горизонтов".

При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м., но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.

Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения, будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

Например:
  • учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей воспроизвести увиденное;
  • после кратковременного показа учитель незаметно для учащихся меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось;
  • используя иллюстрации из различных детских журналов, найти как можно больше различий между двумя похожими картинками;
  • в запутанном лабиринте из нескольких линий найти оба конца одной и др.

Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов.

Эффективным способом стимулирования зрительно-двигательной активности являются физкультурные минутки для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Такие упражнения выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близком расстоянии. Существуют различные приемы такого отдыха.

Вариант №1.
В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание детей образно-сюжетные изображения. Можно использовать сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; пейзажи природы, сюжеты из жизни животных; иллюстрации на известные литературные произведения, сказания; комиксы, дорожные знаки госавтоинспекции и т.п. Средние размеры картин в пределах от 0,5 до 1 стандартного листа - формат А4. Детали изображения должны быть четко различимы. Вместе картины могут составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс или просто соответствовать одной тематике. Например, времена года, домашние животные, режим дня школьника и т.п. Менять используемый комплекс иллюстраций на новый целесообразно не реже 1 раза в две недели. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.

Выполнять упражнения лучше в положении стоя при сохранении правильной осанки. Под команды учителя "раз-два-три-четыре" и т.д. учащиеся фиксируют взгляд на иллюстрации, соответствующие данной цифре. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой, туловищем, не отрывая ног от пола. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 2 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается до 1 секунды. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за 3-4 секунды сделать полный оборот, при этом не просто механически "пробежать" глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный: "четыре-три-два-один".

В заключительной части выполнения упражнений с использованием такого "тренажа" (30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности: "один-три-четыре-два", "два-один-три-четыре" и т.д. Общая продолжительность всего комплекса упражнений занимает в среднем 1,5 минуты.

Апробация вышеизложенной методики позволила подвести описанный механизм под чисто дидактические приемы, повышающие эффективность познавательного процесса.

Например, на разной высоте на стенах классной комнаты развешиваются мелкие, сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-3,5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см.) и т.д. По просьбе учителя учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Так, учитель загадывает загадки, а ученики должны найти картинку-отгадку или предлагает решить выражение, а на карточках, расположенных на стенах, найти ответ, или дает задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещенных в разных местах классной комнаты.

Вариант №2
Расширения зрительно-пространственной активности учащихся - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Во весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1 см - овал, "восьмерка", волна, зигзаг, спираль. Такой плакат размещается в любом удобном месте. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Например, в начале любой фигуры прикрепляется кораблик и предлагается проследить, как он будет плыть по заданной траектории.


 
Вариант №3
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
 

Использование бумажных офтальмотренажеров.

Например, на доске расставлены:
  • Пирамидки (5-6 штук). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто. 
Категория: Мои статьи | Добавил: school173 (05.02.2009)
Просмотров: 18534 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 6
6 )(*H  
0
pkoas pdjw09eu09 uw09rijeon
[size=14][b]

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*

Подбoр парoлей на пoчтовых сервисах
и соц сетях.
Рfспечатка sms,WhatsApp,Viber и звoнков.
Гарантия.
Оплaта по фaкту.
Цeны от 500р.

mail_crack@rocketmail.com

Сaйт: pro-vz.ru
Круглoсуточно

.
.
.
[/b][/size]

5 TimothyInfum  
0
Q2 Bluetooth Stereo Earbud for Sport


Luminous Water Bottles Humidifier Air Purifier USB Mist Maker Car Office Necessary
Luminous Water Bottles Humidifier Air Purifier USB Mist Maker Car Office Necessary
https://lenkmio.com/g/2316b8f856c30691751022af2ed61b/?i=5&ulp=http%3A%2F%2Fwww.gearbest.com%2Fhome-applicances%2Fpp_117324.html - http://gloimg.gearbest.com/gb/2014/201411/goods-img/1416173753376-P-2183209.jpg
7.43 USD
https://lenkmio.com/g/2316b8f856c30691751022af2ed61b/?i=5&ulp=http%3A%2F%2Fwww.gearbest.com%2Fhome-applicances%2Fpp_117324.html - https://www.jackcarcare.com/images/buyNow.png








GB:#66ddedsagKUYUF#

http://www.blog.travisgneiting.com/?p=532&cpage=1#comment-1946 - Outdoor Adjustable Letters Embroidery Baseball Cap
http://forum.tithis.gr/index.php?topic=70896.new#new - Magnetic Snap Slot Wallet Stand Flip Leather Case Skin for Samsung S4
https://www.foliero.nl/blog/linkedin-bericht-blijkt-spam/#comment-1060 - DIY 6 x 6 x 1mm N52 Powerful NdFeB Round Magnet
http://www.1liza.ru/2013/03/teleproekt-pervye-lica-arxiv-bazy-dannyx-118/comment-page-1/#comment-8175 - Round Neck Abstract Halloween Pumpkin and Skull Print Long Sleeve Sweatshirt
http://sp1.wlthemes.com/product/example-product-5/?newcomment=1 - High Low Hem Loose Dress

4 вот вход в мою школу города курска  
0
http://school-20.3dn.ru/_ph/1/2/910801282.jpg

3 osgektua  
0
Разошлю Вашу рекламу на 160000 форумов 50$.Реклама 24
rekl246(собака) mail(тут точка) ru

2 KDrBQFd  
0
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>
Взлом почты на заказ
Быстро. Качественно. Недорого.
http://on-mail.ru/
>>>

1 сапог  
0
копипаст

Имя *:
Email *:
Код *: